Роль пальчиковой гимнастики
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребёнка.
Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполнениями движений.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
У ребёнка развивается воображение и фантазия, овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчет овладение навыком письма.
Развиваем мелкую моторику
Мелкая моторика - показатель развития кисти ребенка. Умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой, воспроизводить точные движения кистью и пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом.
К 6 - 7 годам ребенок умеет:
1. Проводить прямые, а не дрожащие линии;
2. «Видеть строку» и писать в ней;
3. Видеть клеточки и точно вести по ним рисунок;
4. Проводить по линии, отрывая карандаш не более трех раз, без многократного наведения по одному и тому же месту, без сильного нажима на бумагу
5. Срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающие линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношение штрихов.
Полезные упражнения
Упражнение 1. «Езда по дорожке»
При выполнении этого упражнения развивается точность движения. Это первый шаг в подготовке детской руки к овладению письмом. Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце машину, а в другом - дом. Потом говорите ребенку: «Ты водитель, и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным»
Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам ваших дорожек.
Рекомендуем:
Начинать с относительно простых, «некрутых» дорожек.
Напоминайте ребенку, что нельзя отрывать карандаш от бумаги и вылезать за пределы дорожки
Упражнение 2. «Штриховка»
Один из видов письма - штриховка. Научите ребенка штриховать картинки различными способами.
Штриховка развивает умение дошкольника проводить прямые, наклонные и волнистые линии, выполнять безотрывное соединение крючков, петелек, овалов.
Рекомендуем:
1. Обучая ребенка штриховке, старайтесь обязательно показать, как надо выполнять задание.
2. Для штриховки используйте различные трафареты.
3. Лучше всего штриховку выполнять в альбоме простым (цветным) хорошо заточенным карандашом.
4. Выучить с ребенком правила штриховки.
Три «нельзя»:
- нельзя выходить за «границу» (за контуры фигуры);
- нельзя рисовать кривые линии (они должны быть не только ровными, но и параллельными).
Советы родителям:
1. Шестилетний ребенок не может писать непрерывно более трех минут, он устает, появляются ошибки, поэтому через 2 - 3 минуты нужно сделать перерыв - провести пальчиковую гимнастику (физкультминутку).
2. Любое занятие полезно для дошкольников. Главное - увлечь этим занятием ребенка, дать малышу возможность пофантазировать и помнить: развивая кисть руки, вы развиваете и мышление.
3. Безусловно принимайте своего ребенка.
4. Активно слушайте его переживания, мнения.
5. Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
6. Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
7. Помогайте, когда просит.
8. Поддерживайте и отмечайте его успехи.
9. Разрешайте конфликты.